+7(499)-938-48-12 Москва
+7(812)-425-63-82 Санкт-Петербург
8(800)-350-73-64 Горячая линия

Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

Характеристика прямых налогов виды

Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально — экономической политики.

С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Прежде всего, это проявляется в разделении налогов на косвенные и прямые.[45,25] дома из сип панелей в Орле, dolor

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Примером прямого налогообложения в российской системе налогообложения могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц, налог на прибыль, земельный налог.

[41,40]

В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества).

Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально — техническую основу деятельности имущество предприятия, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход.[45,43]

При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплаченных налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений.

Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле — продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные) и личные.[43,46]

Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка и владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество.

В отличие же от реальных налогов при взимании личных налогов учитывается финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.

www.finasafe.ru

Что это такое?

  • По виду плательщика:
    • В зависимости от уровня установления:
        Рассмотрим виды прямого налогообложения более подробно.Плетельщиками признаются физические лица, которые в зависимости от резидентства делятся на 2 группы:К объектам обложения относятся следующие виды доходов:

      • доходы от реализации имущества, ценных бумаг;
      • иные выплаты физическим лицам.
      • Освобождаются от обложения:

      • государственные пособия, пенсии;
      • компенсационные возмещения;
      • стипендии;
      • 35% — максимальная ставка, которая устанавливается в отношении полученных выигрышей, призов, процентов по банковским вкладам и иным доходам, указанным в законодательных актах страны.
      • Налоговая сумма определяется по каждому виду дохода путем произведения налоговой базы на налоговую ставку. Налоговый и отчетный период равен году. К ним относятся компании, занимающиеся медицинской и образовательной деятельностью, организации-участники свободных экономических зон, Банк России и другие.

      • 2% — устанавливается для недвижимых объектов, стоимость которых свыше 300 миллионов рублей;
      • Этот налог является местным. Он уплачивается плательщиками в бюджет в пределах местонахождения принадлежащих земельных участков.Земельные территории не облагаются сбором, если они:

      • представляют собой леса, реки или заповедники;
      • Ставки по налогу:

      • используемые в личных целях (ведение хозяйства, выращивание цветов, плодовых и овощных растений, разведение животных и т. д.);
      • Объектами обложения являются транспортные средства (автомобили, автобусы, мотоциклы и мотороллеры, скутера, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы и иные средства передвижения).

      • лодки мощностью не более 5 лошадиных сил;
      • срока эксплуатации транспорта, года выпуска;
      • категории средства передвижения.
      • Период взыскания — календарный год. Прекращение взыскания сбора осуществляется только после снятия транспорта с учета в соответствующих органах.

        Водный налог

      • заборы воды;
      • использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики;
      • использование вод с целью перемещения древесины с помощью плотов и кошелей;
      • ловли рыбы и воспроизводства водных обитателей;
      • Налог на игровой бизнес

      • пункт для приема ставок и др.
      • Его уплачивают юридические лица, добывающие полезных ископаемых на лицензионной основе.

          Базой налогообложения для добытой нефти, угля и природного газа является их фактически добытый объем. Для всех остальных природных богатств, а также для нефти, газового конденсата и природного газа, добытых на новых морских недрах углеводородных ресурсов, используется база в виде стоимости полезных природных ресурсов.Исчислить и уплатить обязательный платеж плательщик должен в течение месяца.Налоги с незапамятных времен являются основным источником получения государственных доходов. Российская Федерация имеет достаточно развитую систему налоговых отношений, что привело к многообразию взысканий.

        • доходов: прибыли, заработной платы, процентов;
        • Все прямые налоги можно классифицировать по ряду признаков:

        • региональные (имущественный, на осуществление игорной деятельности, на средства передвижения);
        • резиденты страны: платят НДФЛ со всех полученных доходов, полученных как на территории страны, так и вне ее;
        • граждане других стран: осуществляют платеж только из доходов, полученных в пределах России.
        • 9% — устанавливается на процентные доходы по облигациям, выпущенным до начала 2007 года;
        • 13% — основная ставка;
        • Налог на прибыль

          Исчисляется на прибыль организации, размер напрямую зависит от финансового результата предприятия. В общем виде налоговая база определяется путем суммирования доходов от реализации и внереализационных доходов за минусом внереализационных расходов.Ставка для организаций колеблется, однако недопустимо ее значение более 2,2%. От типа имущества и (или) плательщика ставка может изменяться. Так, в 2016 году по отношению к путям железных дорог общего пользования, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые представляют собой неотъемлемую технологическую часть, ставка не может быть выше 1,3%.Для физических лиц ставка равна:

          Земельный налог

        • являются частью многоквартирного жилого дома;
        • являются частью государственной собственности;
        • от кадастровой оценки земли;
        • 0,3% — на территории:
          • представляющие собой земли для использования в сфере сельского хозяйства (по назначению, производству и т. д.);
          • территории, оборот которых ограничен, предназначенные для соблюдения безопасности, таможни и охраны.
          • Им облагаются лица, в наличии у которых имеются транспортные средства. Организации, облагаемые данным сбором, исчисляют его самостоятельно. Физические лица уплачивают сумму, рассчитанную налоговой инспекцией, исходя из информации по ТС плательщика.Налогом не облагаются:

          • транспортные средства, относящиеся к сельскохозяйственной промышленности (тракторы, комбайны и иные машины), принадлежащие организациям.
          • иное средство передвижение, на которое законодательные акты не распространяют обложение налогом.
          • Плательщиками выступают лица, которые используют водные объекты на основании лицензии.Облагаются платежом следующие действия:

          • иные действия с водными ресурсами.
        • поддержания пожарной безопасности;
        • Ставки устанавливаются в рублях и могут колебаться из-за различия экономического расположения водных ресурсов, а также от видов вод (подземные или поверхностные).

          Сумму сбора плательщик рассчитывает сам и ежеквартально производит ее уплату.

          Представляет собой региональный платеж. Им облагаются доходы, полученные за счет организации азартных игр, а также их проведения.

          Ставки устанавливаются в зависимости от типа объекта налогообложения и колеблются в пределах от 7 тысяч рублей (за прием ставок тотализатора) до 125 тысяч рублей (за игровой стол).

        • игровой стол;
        • автомат;
        • Облагается платежом добыча:

        • природных богатств как на территории страны, так и вне ее;
        • процентных ставок – если база определяется в виде стоимости добытых естественных богатств;
        • твердых ставок (в рублях) – если база определена в виде фактического объема добытых ресурсов.
        • Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

          Все налоги можно разделись на прямые и косвенные, первые из которых представлены более широким перечнем.

          Прямые налоги – это взыскание в пользу государства определенной части денежных средств с:

        • имущества налогоплательщика: земельных участков, недвижимости, ценных бумаг.
        • Такой вид сбора является перелагаемым. Их плательщик уплачивает сам, исходя из исчисленной налоговой суммы. Причем зачастую объем уплачиваемых сумм зависит от денежных результатов лица (например, чем выше заработная плата работника, тем выше в отчетном периоде будет исчисление подоходного налога).

          Подробная классификация различных сборов в России представлена на следующем видео:

          Что к ним относится?

        • с населения (налог на транспорт, имущественный, подоходный и с земельных угодий и другие);
        • с юридических лиц (налог на получаемую организацией прибыль, водный, на осуществление игорного бизнеса, на принадлежащее имущество и иные).

    • федеральные (водный, налог на прибыль, с доходов работающих граждан, с добычи полезных ископаемых);
    • местные (налог с земельных участков и на имущество населения).

    • Представляет собой один из основных видов прямых налогов и исчисляется исходя из объема полученных доходов за минусом расходов.

    • полученные проценты и дивиденды;
    • доходы от авторских и смежных прав;
    • доходы из-за границы;
    • полученные алименты;
    • вознаграждения за донорство и иную помощь;
    • иные денежные поступления.
    • 30% — уплачивают физические лица — нерезиденты страны за доходы, полученные на территории России;
    • Налоговый период соответствует календарному году.

      Налог на имущество

      Физические лица и организации, имеющие налогооблагаемую недвижимость, уплачивают данный взнос. Налоговая база представлена в виде суммы среднегодовой стоимости имущества.

    • 0,1% — для жилых помещений и домов, гаражей, объектов, строение которых незавершено;
    • 0,5% — для иных объектов, установленных законодательно.
    • Сумма средств, которую нужно выплатить в связи с данным налогообложением, исчисляется путем произведения налоговой базы и ставки.

      Плательщиками также являются организации, в собственности которых имеется земельный участок – объект налогообложения. Если территория входит в имущество паевого инвестиционного фонда, то налогоплательщиками являются управляющие компании. В этом случае оплата осуществляется за счет имущества, входящего в этот фонд.

      Под действие налога попадают участки, вписывающиеся в муниципальное образование.

      • изъяты из оборота;
      • Основой для расчета налога является кадастровая оценка объекта.Процент, причитающийся к взысканию, варьируется в зависимости:

      • от местонахождения земельного участка;
      • от местоположения земельного участка (паховые, болотные местоположения и т. д.).
      • 1,5% — на иные участки земли.
      • легковые машины специального предназначения, оснащенные специальным оборудованием, предназначенные для использования инвалидами;
      • промысловые речные и морские судна;
      • транспорт, местонахождение которого не определено в связи с подтвержденным фактом кражи;
      • Сумма, подлежащая к уплате, определяется на основе данных о налоговой ставке, мощности автомобиля, периода владения транспортом, а также повышающих коэффициентах для отдельных категорий ТС.Ставки колеблются от значения показателей:

      • валовой вместимости автомобиля;
      • мощности (количества лошадиных сил);
      • Не облагается забор воды для:

      • устранения последствий аварий, неблагоприятных природных условий;
      • иного использования водных объектов.
      • Объектами налогообложения могут выступать:

      • центр тотализатора;
      • Налоговая база устанавливается по каждому объекту в отдельности и исчисляется как сумма объектов налогообложения на ставку налога. Период расчета соответствует календарному месяцу. Оплата осуществляется до 20 числа месяца.

        Налог на добычу полезных ископаемых

      • добыча полезных ископаемых из отходов добывающих производств, подлежащая лицензированию.
      • Сумма налоговых отчислений рассчитывается путем применения:znaydelo.ru

  • Источник: http://miassats.ru/1511/

    Что такое прямые налоги – чем они отличаются от косвенных

    Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

    Налоги — это способ пополнения государственного бюджета и платить их должен каждый человек. В преобладающем количестве государств в мировой практике налогообложения существуют как прямые налоги, так и косвенные.

    Что такое прямые налоги

    Примеры прямых налогов можно рассмотреть, взяв за основу любое государство в мире. Но прежде чем приступить к тщательному обзору конкретных видов и разновидностей прямых и косвенных налоговых сборов для начала необходимо установить сущность этого термина.

    Эксперты налоговой сферы отмечают прямые налоги как разновидность сборов изымаемых с населения в пользу бюджета страны. Прямому налогообложению подлежат прибыль и имущество данного населения – юридических и физических лиц.

    Подробнее остановимся на теоретических концепциях рассматриваемых налогов.

    Основной признак прямого налога – заключается в том, что некоторую оплату сборов и выплат может осуществлять как само физическое или юридическое лицо либо предприятие, так и уполномоченный ими орган, так называемый налоговый агент, поэтому субъектом взыскания прямых налогов является плательщик и юридически и фактически.

    Классификация прямых бюджетных обязательств осуществляется по тому же принципу что и другие виды налогов, существующие в ином государстве, например в законодательстве России система налогообложения подразумевает разделение всех поступлений в бюджет на региональные, федеральные и местные.

    В каждой отмеченной категории сборов теоретически реально встретить и прямые налоги и косвенные. Иначе возможно классифицировать прямые налоговые взыскания в бюджет государства согласно субъекту их взыскания.

    В этом случае таким субъектом может быть гражданин, предприниматель, юридическое лицо, а также иностранный гражданин либо организация. Еще одно возможное основание для классифицирования прямых бюджетных обязательств — это субъект исчисления поступлений.

    По этому критерию прямые налоги может вносить как налогоплательщик, так и иное ведомство, которое выступает администратором выплачиваемого налога.

    Прямые налоги — это самый первоначальный и ранний тип налогообложения. Прямое налогообложение обязательно для уплаты гражданами любого государства и взимаются они с их доходов и собственности.

    В законодательных документах многих стран предусмотрены оба эти вида налогообложения. Например, в российском законодательстве они представлены в широкой разновидности. Рассмотрим, в чем заключается сущность прямых налогов, и чем они принципиально отличаются от налогов косвенных.

    Прямые налоги делят на две основные группы:

    • сборы, которые взимаются с доходов лица;

    • сборы, которые взимаются за существующую у лица собственность;

    Налоги на прибыль и доходы личности характеризуется совпадением источника уплаты сбора и объекта налогообложения, а именно, налог на прибыль взимается из прибыли лица, а подоходный — из его зарплаты. Имущественные сборы такими характеристиками не обладают, потому что объект налогообложения иногда может и не приносить никаких ему доходов, а платить его все равно нужно.

    Промежуточная группа прямых налогов – это платежи, взимаемые не из доходов, а из других экономических операций, например, к этому виду можно отнести промысел полезных ископаемых.

    Сумма прямого налога сразу же поступает в бюджет государства. Система налогообложения подразумевает разделение прямых налогов на такие их виды: реальные и личные.

    Реальные налоги, примеры:

    • сборы за недвижимость;
    • сборы за земельные участки;
    • сборы за имеющиеся в собственности ценные бумаги — векселя, акции и так далее;
    • налог на денежный капитал;
    • на фонды организаций и предприятий;

    Личные налоги, примеры:

    • налог на собственность;
    • налог на доходы;
    • налог на дарение или наследство;
    • налог на юридические действия граждан;

    Реальным налогом облагаются лица вне зависимости от того сможет ли субъект его заплатить, а личный рассчитывается на основе величины доходов этого субъекта, то есть в этом случае рассматривается платежеспособность плательщика этих сборов. Простыми словами если человек не получает зарплату, то он не платит налог на прибыль, а вот если у него есть собственность — имущество – он все равно должен оплачивать налог за него.

    Как отличить реальные налоги от личных, рассмотрим ниже:

    1. Реальный налог не учитывает уровень денежных поступлений в семейный бюджет личности, а личный налог этот фактор учитывает — уровень дохода личности, состав ее семьи и их суммарный достаток;

    2. Реальное налогообложение изымается пропорционально, личное прогрессивно;

    3. Реальный налог поступает в бюджет с валового дохода, приносимого от собственности, а личный налог – с чистого дохода плательщика налогов;

    4. Реальный налог взыскивается по внешнему признаку доходов, личный – по фактическому;

    Основной признак всех налогов подразумевает их принудительное взыскание, отсутствие встречного стоимостного движения и неравноценность.

    Прямые налоги, их перечень:

    • налог на прибыль физических лиц;
    • налог на прибыль организаций и предприятий;
    • налог на промысел полезных добываемых ресурсов – разновидность прямого сбора, который изымают из результата объемов промысла угля, газа, нефти и прочих ископаемых, в ценовом выражении;
    • налог на водные ресурсы – прямой налог за пользование водой и водных объектов;
    • налог на собственность юридических лиц — в нем учитывается среднее годовое значение стоимости недвижимой и движимой собственности (имущества) организаций и предприятий;
    • налог на транспорт – прямой вид имущественного регионального налога, который взимают с собственников различного транспорта физических и юридических лиц, а также объектов индивидуального предпринимательства;
    • налог на игровой бизнес – уплачивают владельцы заведений игровой направленности – казино, игровые установки, букмекерские конторы, тотализаторные заведения, пункты ставок и так далее;
    • налог на земельные наделы – имущественный прямой налог, взимаемый с собственников земельных наделов;
    • имущественный сбор — местный прямой вид сборов, взимается с физических лиц, владеющие недвижимостью;

    Налоги косвенные имеют совершенно иное определение.

    Формально этот вид налогов уплачивает субъект — компания, которая например, занимается продажами, а фактически косвенный налог уплачивают клиенты этой компании, пользующиеся ее услугами либо покупающие предлагаемую ею продукцию. Каким образом эти лица платят косвенный налог? Просто налог заложен в стоимость товара либо услуги. Далее компания перечисляет этот вид налога в государственный бюджет.

    Косвенному налогообложению подвергаются товары и услуги, а также различные виды деятельности и ресурсы.

    Косвенный налог уже внесен в стоимость некоторых товаров или услуг, но облагаются им не все граждане, предприятия и организации, а только те, кто покупает такие специфические облагаемые услуги и потребительские товары.

    Косвенные налоги представлены таможенными пошлинами, акцизами и фискальными монопольными сборами. Самыми важными косвенными налоговыми сборами являются акцизы. Акциз — это прибавка к цене товара или услуги массового употребления, например алкоголь, табачные изделия.

    Следовательно, купив бутылку вина, покупатель уже оплачивает косвенный налог. Таможенные налоги — это такие сборы, которые взимаются с товаров, идущих на экспорт или импорт, или же следуя через государство транзитом.

    Отличным примером косвенного налогообложения можно считать налог на добавленную стоимость — это такая форма изъятия организованной стоимости, включенная в состав стоимости услуг или товаров.

    Косвенные налоги разделяются на индивидуальные и универсальные. Обложению индивидуальным косвенным налогом подвергаются некоторые товары и услуги, примером являются акцизы.

    А вот универсальному косвенному налогообложению подвергаются практически все товары и услуги, за исключением социально-значимой сферы.

    Чем отличаются прямые налоги от косвенных? А тем, что они принципиально разные. Прямые налоги представляют собой ориентированность на работоспособность каждой личности, доходы и прибыль которой и есть источником такого налога, а вот косвенные – нейтральные, ориентированные на товар, а не на личность.

    Заработная плата, рентная плата, доходы, а также стоимость собственности – земли, акций, облигаций, векселей, дома, квартиры налогоплательщика и являются объектами прямого налогообложения. Налогоплательщик является как сборщиком, так и плательщиком таких сборов.

    Проще управлять косвенными налогами, поэтому в малоразвитых странах они очень популярны. В странах, где довольно хорошо развита экономика, высокий уровень жизни и образования прямые налоги более распространены, нежели косвенные налоги.

    Преимущества и недостатки прямого и косвенного налогообложения

    Весомым преимуществом прямых налогов является то, что они стабильно и непрерывно обеспечивают пополнение государственного бюджета.

    Эти налоги являются эффективным средством целенаправленного влияния на фактор распределения прибыли и гарантией стабильности. А весомым недостатком прямых налогов является их открытость, плательщик видит, какую сумму он платит.

    Поэтому возникает такое частое распространенное явление как уклонение от уплаты налога методом скрытия своих доходов.

    Итак, преимущества прямых налогов:

    1. заранее известны, гарантированно пополняют бюджет государства;

    2. для взимания требуются значительные административные расходы;

    3. справедливые, потому что взимаются исходя из платежеспособности плательщика;

    Недостатки прямых налогов:

    1. прямой налог платить нужно в обязательном порядке, поэтому у налогоплательщика нет выбора, платить или нет;

    2. для плательщика прямые налоги психологически более заметны, потому что взимаются крупные суммы;

    Достоинства прямого налогообложения:

    1. Социальные – распределение прямых налогов происходит таким образом, что более крупную сумму налога платят более обеспеченные слои населения;

    2. Экономические – прямой налог обеспечивает тесную связь доходов населения с его платежами в государственный бюджет;

    3. Регулирующие – в странах, в которых хорошо развита рыночная экономика, прямые налоги существенно регулируют большинство экономических процессов, например накопление капитала, инвестиции, деловая активность и так далее.

    Недостатки прямого налогообложения:

    1. Бюджетные – стабильное пополнение государственного бюджета возможно только при оптимально развитых рыночных отношениях, потому что только при таких условиях формируется реальная рыночная цена и реальные доходы населения. Однако в этой ситуации возможны как прибыль, так и убытки и это является минусом системы прямых налогов;

    2. Контрольные – чтобы контролировать поступление налогов в государственную казну необходимо создавать расширенные аппараты управления системой налогообложения с использованием новейших способов контроля над налогоплательщиками;

    3. Организационные – для такого вида налогов необходима сложная система механизма изымания налогов из-за сложной методики бухгалтерской учетности и отчетности;

    4. Полицейские – возможны уклонения от уплаты налогов, вследствие коммерческой тайны, а также из-за несовершенной системы контроля над налогообложением;

    Преимущества косвенных налогов следующие:

    • имеет скрытый характер взимания;

    • гарантирует фискальный эффект для государственной казны;

    • есть возможность выбрать платить или не платить этот вид налога, покупая или отказываясь от приобретения соответственных товаров и услуг, которые подлежат обложению этим налогом;

    Самый главный положительный момент в косвенных налогах его скрытость, потенциальные налогоплательщики могут и не догадываться о том, что они платят этот вид сбора. С помощью скрытых косвенных налогов возможно хорошо поднять и поддерживать цену товаров имеющих малую себестоимость рационально и экономически.

    Косвенные налоги также имеют несколько минусов, а именно:

    • непостоянные для пополнения бюджета государства;

    • на взимание их требуется гораздо больше административных затрат;

    • пагубно влияют на малый бизнес, дестимулируют рост экономики;

    Подводя итоги прямой и косвенной системы налогообложения допустимо сделать определенные выводы.

    Человечество придумало систему налогообложения, а также различные виды налоговых сборов. Каждому такому виду налоговых сборов присущи конкретные особенности и функции, а также они занимают каждый свое место в системе налоговой политики. Все налоговые сборы подразделяются на прямые и косвенные.

    Анализируя указанные выше недостатки и преимущества прямых и косвенных бюджетных обязательств можно сказать, что они способны как улучшать существование населения, так и ухудшать его.

    Критерием отличия между ними является статус налогоплательщика, который должен уплачивать такие платежи в государственный бюджет, как того требует законодательство.

    Чтобы наглядно понять систему прямого и косвенного налогообложения рассмотрим примеры, приведенные в таблице:

    Прямое налогообложениеКосвенное налогообложение
    Плательщик де-юреПлательщик налогов юридическое и физическоеПлательщик налогов
    Плательщик де-фактоПлательщик налоговКлиент плательщика налогов, покупатель — физическое либо юридическое лицо
    Примеры сборовналог на прибыль юридических лиц, собственнические налогитаможенные сборы, акцизы

    Иногда четко разграничить между собой прямые и косвенные платежные обязательства сложно.

    Для пополнения государственного бюджета серьезными и значительными являются и прямые налоги и косвенные, именно в этих целях государство старается совершенствовать методы эффективного сбора налогов.

    Но часто имеет место уклонение граждан налогоплательщиков от отчислений налогов путем утаивания своих доходов, поэтому сбор прямых налогов иногда сопровождается принудительными методами их сборов.

    by HyperComments

    Источник: http://business-ideal.ru/chto-takoe-pryamye-nalogi-chem-oni-otlichayutsya-ot-kosvennyx

    Прямые налоги: виды, проблемы налогообложения в РФ (стр. 1 из 4)

    Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

    по экономике государственного сектора

    Тема: прямые налоги: виды, проблемы налогообложения в РФ

    План

    Введение

    Налоги, их функции и виды

    Прямые налоги

    Проблемы налогообложения в Российской Федерации

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

    Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

    Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.

    Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.

    В современном государстве применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 их различных видов. Причиной такого большого количества являются их различные источники: зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал, и объекты: доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт налогообложения.

    Налоговая система должна отвечать требованиям рыночной экономики, то есть системе стимулирующей, а не подавляющей экономический рост. От правильной организации налогообложения зависит успешное развитие и стабильность экономики государства.

    Постоянно вносятся поправки и издаются новые законы в налоговом кодексе, которые постепенно усовершенствуют систему налогообложения в Российской Федерации.

    Данную тему я выбрала, так как проблема налогообложения является одной из тех, которую решает правительство на протяжении многих лет ее существования. Постепенное реформирование должно привести к конечному результату, который будет соответствовать мировым стандартам и значительно упростит ее практическое применение в рамках, определенных законодательством РФ.

    Тема налогообложения будет актуальна всегда, потому что налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

    Цель:

    1. Рассмотреть виды прямых налогов;

    2. Изучить место прямых налогов в доходах федерального бюджета страны;

    3. Охарактеризовать систему налогообложения России, выявить ее основные особенности и проблемы.

    Задачи:

    1. Дать характеристику налогов и их функций;

    2. Дать определение прямых налогов и описать их виды;

    3. Проанализировать проблемы современной системы налогообложения Российской Федерации.

    Налоги, их функции и виды

    Налоги – это главный источник доходной части федерального бюджета.

    Под налогом понимается «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 п. 1 НК РФ).

    Налог, как правило, установлен законодательством и осуществляется плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Эти суммы зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них.

    Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

    Существуют три основных функции налогов:

    1. Фискальная – состоит в формировании государственных финансов, которые обеспечивают содержание государства и местного самоуправления;

    2. Регулирующая – проявляется через налоговый механизм – налоговые ставки, льготы, способы налогообложения, в совокупности регулирующие темп и пропорции экономического роста, оказывающие влияние на производство, создающие условия для стимулирования или сдерживания темпов развития определенных отраслей или регионов, усиления или ослабления накопления капитала;

    3. Распределительная – с помощью налогов регулируется перераспределение национального дохода и решаются основные социальные задачи государства.

    Характерные черты налога как платежа:

    — обязательность;

    — индивидуальная безвозмездность;

    — отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

    — направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

    С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и прочее.

    Налогоплательщики – это юридические или физические лица, граждане, а также предприятия, организации, независимо от их формы собственности. Самостоятельный источник дохода является основным признаком плательщика налога.

    Прямые налоги

    «Предпосылкой для возникновения налогов стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями».

    [1] Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.

    Налогообложение существовало еще в библейские времена и было неплохо организовано. На протяжении всей истории человечества складывалась данная система. Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.

    Налоговый Кодекс Российской Федерации (обе части) был окончательно сформирован к 1 января 2005 г. Этот документ в настоящее время является главным законодательным документом в России, регламентирующим налоговые отношения.

    В соответствии с Налоговым Кодексом в настоящее время в России установлено 14 налогов и сборов, различающихся по признакам и 4 специальных налоговых режима.

    По уровню взимания налоги и другие обязательные платежи делятся на:

    Федеральные налоги:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на доходы физических лиц;

    4) единый социальный налог;

    5) налог на прибыль организаций;

    6) налог на добычу полезных ископаемых;

    7) водный налог;

    8) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

    9) государственная пошлина.

    Региональные налоги:

    1) налог на имущество организаций;

    2) налог на игорный бизнес;

    3) транспортный налог.

    Местные налоги:

    1) земельный налог;

    2) налог на имущество физических лиц.

    Специальные налоговые режимы – вводятся для определенных видов деятельности и предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов определенно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, так как существует достаточно много специфических налогов, производить уплату которых обязывает ограниченное число предприятий. К таким налогам можно отнести акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и ряд других.

    Таким образом, из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) являются решающими и основными для формирования доходов российской бюджетной системы.

    По объекту налогообложения различаются налоги на доходы, на собственность, на имущество и прочие.

    По характеру взимания налоги принято делить на прямые и косвенные (налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу: акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины).

    Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

    В Российской Федерации действует следующая система основных прямых налогов:

    1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц (налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятия и другие);

    2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с населения, поимущественный налог с населения, налог на владельцев транспортных средств и прочие).

    «Прямые налоги подразделяются на реальные, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, и личные, которые взимаются в соответствии с размером дохода с учетом предоставленных налоговых льгот».[2] Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода).

    Источник: http://MirZnanii.com/a/237108/pryamye-nalogi-vidy-problemy-nalogooblozheniya-v-rf

    Прямые и косвенные налоги: примеры, таблица различий, понятие

    Перечень прямых налогов в РФ, их определение и характеристики

    Налог представляет собой финансовое обязательство юридического или физического лица перед государством, подлежащее исполнению в установленные сроки.

    Фискальная система подразделяется на два вида налогообложения – прямое и косвенное.

    В статье будут рассмотрены виды этих сборов, отличительные особенности, а также модели налогообложения, показывающие соотношение двух типов.

    Прямые налоги: виды и особенности

    К прямым налогам относятся сборы, которыми государство облагает доходы граждан (зарплату, прибыль, проценты) или их имущество (землю, недвижимость, транспортные средства). Этот предлагаемый вид сборов уплачивается гражданином самостоятельно в государственную казну.

    Система прямых налогов РФ включает следующие виды:

    с юридических лиц:

    • на прибыль;
    • на имущество;
    • на землю;
    • на бизнес (например, в сфере игровых автоматов);
    • на водные источники;
    • на добычу полезных ископаемых.

    с физических лиц:

    • подоходный;
    • поимущественный;
    • с имущества;
    • транспортный;
    • на имущество, полученное гражданином в порядке наследования или дарения.

    Величина прямых налогов полностью определена уровнем и размером дохода гражданина. Так, например, с ростом заработной платы размер отчислений увеличивается.

    Основными объектами налогообложения при начислении данного вида сборов выступают:

    • совокупный или доход, подлежащий налогообложению;
    • общая или стоимость, подлежащая налогообложению.

    Косвенные налоги: виды и особенности

    Формальными плательщиками таких сборов являются индивидуальные предприниматели, а фактическими – третьи лица (потребители произведенных товаров, оказанных услуг или выполненных работ).

    Размер сбора уже включен в стоимость произведенной продукции, оказанной услуги или выполненной работы. Отчисление налога продавцом происходит после получения им транзакции, когда покупатель оплатит продукцию.

    Отличительными чертами косвенных сборов выступают:

    • оперативность. Сборы должны поступить к государству за короткий период времени (например, временные рамки для НДС – от 1 до 3 месяцев);
    • высокая собираемость. Данный тип платежей является неотъемлемой частью налоговых сборов, поэтому выявить образовавшиеся нарушения или отклонения не представляет особой сложности. Причина этому – постоянный мониторинг торговых отношений со стороны государственных органов власти и налоговых служб субъектов.

    К косвенным налогам относятся:

    НДС (налог на добавленную стоимость). Добавленная стоимость – сумма, играющая главную роль в формировании прибыли продавца. Именно она подлежит обложению налогами со стороны государства и имеет большое значение для экономики любой развитой страны.

    Так, например, в РФ на долю НДС приходится около 40% от всех налоговых сборов, что существенно превышает суммы, поступающие от прямых сборов. Дополнительное преимущество заключается в том, что уплата НДС происходит при каждой сделке.

    При этом количество посредников, через которых прошел товар прежде, чем перейти к конечному потребителю, не имеет значения.

    На ставку НДС влияет вид товара. Большая часть продукции облагается налогом по ставке 18%, отдельные категории (печатные издания, лекарственные средства и товары, предназначенные для детей) – 10%. Есть и исключительные случаи, когда НДС не оплачивается:

    • при экспорте товаров;
    • фирма оказывает услуги по перевозке пассажиров;
    • организация самостоятельно реализует произведенную продукцию;
    • предприятие занимается оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

    При этом перечень случаев, освобождающих налогоплательщика от данного вида сборов, строго контролируется и устанавливается государством. Региональные органы власти этот порядок изменить не могут.

    Акциз. Также включен в конечную стоимость, однако применим только к производственной сфере.

    Таможенная пошлина, взимание которой осуществляется на границе страны. Ее основанием является перемещение товара за пределами государства.

    Отличие прямых и косвенных налогов

    Оба вида являются налоговыми обязательствами. Различия представлены в таблице.

    КритерийНалог
    ПрямойКосвенный
    Кто выступает налогоплательщиком?ФЛ, ЮЛПотребитель, приобретающий продукцию, произведенную ФЛ или ЮЛ.
    Как происходят взаимоотношения с государством?Выплата производятся непосредственно государству.Начисление налогов происходит через посредников, которыми являются владельцы организаций или производители.
    Что является объектом налогообложения?Все имущество налогоплательщика (недвижимость, транспорт), его доходы, категории полезных ископаемых.Предназначенные к реализации произведенные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
    Что влияет на величину налога?Величина дохода, получаемого от разного рода деятельности, сложившееся материальное положение и пр.Цена за произведенные товары или оказанные услуги, тарифные ставки, категории и пр.
    Как зависят от финансовой деятельности?Прямая зависимостьОтсутствие зависимости
    Как осуществляется расчет?Сложный, предполагает разделение на несколько категорий.Простой, осуществляется с помощью специальных формул.
    Как происходит участие в формировании цены?Цена зависит от конкретного производства.Влияют на снижение или увеличение стоимости товаров, услуг, работ.
    Какова степень открытости?Открытые платежиЗакрытые платежи, потребители не имеют представления о величине налогов, уплачиваемых в государственную казну.

    Основу налоговой системы государства составляет показатель соотношения двух типов сборов. С точки зрения оптимального соотношения, необходимо, чтобы их доли были равноценными. Тогда все участники не будут ущемлены, независимо от происходящих изменений.

    Помимо того, что размер налогов должен соответствовать уровню дохода каждого участника, необходимо принимать во внимание и развитость страны с экономической точки зрения, а также учитывать все потребности, являющиеся актуальными в конкретном временном периоде.

    Современная система налогообложения в РФ предполагает смешение прямых и косвенных налогов. Таким образом, путем их уравнивания происходит стабилизация и достигается равновесие разных рыночных сегментов.

    Следует отметить, что налоговые сборы, которые подлежали уплате физическими лицами за 2016-2017 гг. меньше, чем для предприятий. Косвенные налоги почти в два раза превышают прямые. Такой отличительный признак характерен только для экономически развитых стран.

    Соотношение прямых и косвенных налогов

    Определение степени влияния разных видов налогообложения в РФ необходимо не только для того, чтобы понять, в каком из направлений развивается экономика, но для определения возможности использования наработанного годами опыта разных экономически развитых мировых стран.

    Вполне понятно, что применение соответствующей системы должно учитывать национальные особенности государства, менталитет его граждан, способы потребления товаров, работ и услуг.

    Кроме этого, во внимание должна быть принята и действующая структура налоговой системы, составляющей национальную основу фискальной политики.

    Чтобы фискальная система оказалась максимально гибкой, учитывающей интересы всех задействованных сторон, необходимо добиться равнозначного вклада каждого вида сборов.

    В мировой практике на текущий момент выделяют четыре основных системы, показывающие соотношение прямых налогов и косвенных:

    • англосаксонская. Основная доля приходится на прямые сборы, при этом косвенные составляют небольшую часть. Так, например, в Америке 44 % от всех поступлений составляет подоходный налог;
    • евроконтинентальная. Для нее характерен высокий уровень отчислений на поддержку социального развития и страхования. Основная часть платежей отводится косвенным налогам;
    • латиноамериканская основана на косвенных платежах в бюджет. При этом рост цен и инфляционных процессов приводит к увеличению размеров налоговых отчислений. Поэтому данную систему активно используют при нестабильности экономической ситуации в стране и для защиты государства от финансового кризиса;
    • смешанная используется развитыми странами для расширения диверсификации системы доходов, сглаживая таким образом влияние конкретных видов сборов. Основная задача такой модели связана с тем, чтобы увеличить прямые сборы, но при этом преобладающая доля должна приходиться на поступления от предпринимательской деятельности, а не подоходного налога.

    Что касается РФ, то ее фискальная система больше соответствует латиноамериканской модели с незначительными элементами евроконтинентальной. При этом на долю сборов от предпринимательской деятельности приходится около 70%.

    Вполне закономерно, что это обременительно для частных предпринимателей. Однако произвести смещение и переложить часть налоговой нагрузки на физических лиц невозможно. Это связано с низкой покупательной способностью населения.

    Главной причиной сложившейся обстановки выступает низкая степень эффективности общественного производства.

    Заключение

    Выбирая модель соотношения двух типов налогообложения, нельзя руководствоваться только опытом зарубежных государств. Обязательно во внимание должна быть принята экономическая и политическая ситуация в стране, а также особенности законодательства РФ в фискальной сфере.

    Источник: https://zapusti.biz/baza/pryamye-i-kosvennye-nalogi

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.