+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Содержание

Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

    1. по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
    2. налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Объект выездной налоговой проверки:

  • финан­сово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчет­ный период, но не более чем за три года, предшествующие на­значению данного вида проверки.

Предмет выездной налоговой проверки:

  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).

В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудни­ки налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:

    1. изымать документы, свидетельствующие о факте на­логового правонарушения;
    2. вызывать и допрашивать свидетелей;
    3. привлекать специалистов и (или) переводчиков;
    4. привлекать по­нятых;
    5. назначать экспертизу.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

решения о проведении  выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налоговые органы не вправе проводить:

    1. 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    2. в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.

Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  1. истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
  3. проведения экспертиз;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Повторная выездная налоговая проверка

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

    1. вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    2. налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/viezdnaya-nalogovaya-proverka-poryadok-provedeniya-oformlenie-rezultatov

Каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки – НалогОбзор.Инфо

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).

Продление проверки

Основанием для продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • принадлежность проверяемой организации к категории крупнейших;
  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации налоговых правонарушений, но требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие обособленных подразделений в составе проверяемой организации;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых инспекции для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Иные обстоятельства определяют в каждом конкретном случае. При этом необходимость и срок продления проверки определяют исходя из:

  • длительности проверяемого периода;
  • объемов анализируемых документов;
  • количества налогов, по которым назначена проверка;
  • количества видов деятельности, которыми занимается организация;
  • разветвленности организационно-хозяйственной структуры организации;
  • сложности технологических процессов;
  • других обстоятельств по усмотрению инспекции.

Об этом сказано в подпункте 6 пункта 2 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Чтобы продлить срок выездной проверки, инспекция, которая ее проводит, должна направить мотивированный запрос в вышестоящий налоговый орган. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего налогового органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Данный порядок предусмотрен пунктом 3 приложения 4 к приказу ФНС России 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев.

Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов.

В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.

В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395.

Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации.

Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории. В то же время инспекция вправе потребовать те документы, которые запрашивала ранее, а организация не успела подать их до приостановления проверки (письмо ФНС России от 7 августа 2015 г. № ЕД-4-2/13892).

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки?

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет.

Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов).

Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей?

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации.

Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 14 января 2010 г.

№ А57-19762/2008, Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления?

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ).

В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г.

№ 16-27).

Проверка филиалов и представительств

При проведении самостоятельной выездной проверки филиала или представительства ее срок не может превышать одного месяца (абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не предусматривает продление этого срока. Однако самостоятельную выездную проверку инспекция может приостановить на общих основаниях на срок до шести, а в отдельных случаях – до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ).

При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 16 июня 2016 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 21 июня 2016 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 16 июня 2016 года, то срок ее проведения отсчитывается с 17 июня 2016 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 17 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 17 января 2017 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения?

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см.

, например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3, от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3, Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008, Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г.

№ Ф04-3206/2008(5461-А27-15), Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства.

Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г.

№ Ф04-4594/2008(8820-А03-31), Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09, Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kakoj_maximalnij_srok_provedenija_vyezdnoj_nalogovoj_proverki/14-1-0-301

Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Право ИФНС на выездную проверку

Решение о проведении выездной налоговой проверки

https://www.youtube.com/watch?v=arHlXFxrgxw

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Итоги

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения.

Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик.

В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы.

Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного “физика” на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ.

Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Порядок и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки, а точнее сказать, его нарушение, чаще всего вызывает споры. В целом вся деятельность данной отрасли регулируется очень тщательно и конкретно. Однако для того, чтобы осознать всю ее суть, прежде всего необходимо понять, что под данными действиями подразумевает НК РФ.

Что такое налоговая проверка

Контроль государства затрагивает все сферы жизни общества. Уплата налогов – один из основных способов обеспечения бюджета страны, что и объясняет всю значимость данной отрасли.

Если говорить о контроле в рассматриваемой сфере, то он распространяется абсолютно на любое лицо, будь оно физическим или юридическим.

Все средства, методы и условия его осуществления фиксируются законом, что также подтверждает особое значение и внимание со стороны государства.

Итак, что же такое контроль в конкретной, рассматриваемой сфере? Налоговая проверка – это всегда совокупность определенных действий. Она направлена на определение того, законно или нет осуществляются те или иные исчисления. Субъектом подобной деятельности, соответственно, будет являться исключительно налоговый орган, обладающий большим количеством специальных полномочий в этой сфере.

Классификация

Виды проверок не очень разнообразны, но деление на них довольно существенно. В зависимости от значимости обычно выделяют две классификации налоговых проверок, встречающихся чаще всего. Первый критерий – это частота проверок.

Они могут быть как первичные, так и вторичные. То есть из самого названия видов следует, что проверки принципиально отличаются между собой, когда они совершаются в первый раз или же когда это происходит повторно.

Собственно, все различие только в порядке и сроках.

Вторая классификация – самая популярная, применяемая постоянно и являющаяся основной: выездная проверка и камеральная.

Это контроль, осуществляемый по месту нахождения организации либо в самом налоговом органе соответственно.

Чаще всего первый вариант – наиболее масштабный, требующий тщательного изучения всех документов и фактов, а второй является наиболее простым способом контроля над совершаемыми исчислениями граждан.

Налоговый орган и его полномочия

НК РФ считается одним из самых объемных кодифицированных законов Российского государства. Он содержит в себе огромное количество норм, относящихся как к отдельным видам налогов, порядку их уплаты, так и к полномочиям соответствующих органов. Их деятельность регламентируется ничуть не меньше, а порой даже больше, чем действия граждан в данной сфере.

Итак, одним из главных полномочий налогового органа является проведение проверок, контроль над отчислениями граждан. Кроме того, они обязаны четко соблюдать все необходимые регламенты, например, срок проведения выездной налоговой проверки подразумевает пару месяцев работы. Несоблюдение данного правила влечет негативные последствия для соответствующего органа.

Выездная форма проверки

Каждый вид контроля встречается в правоотношениях, связанных с данной сферой, постоянно. Выездная проверка отличается несколькими аспектами от иных подобных видов. Ее особенность – в том, что она полностью поглощает территорию плательщика. Помимо всего прочего, срок проведения выездной налоговой проверки также специфичен по сравнению с другими вариантами контроля.

Итак, как определить рассматриваемое понятие? Выездная проверка – это некая форма контроля, подразумевающая изучение и сравнение всех необходимых первичных документов организации.

Важно помнить, что подобные действия осуществляются исключительно по решению руководства и притом только на месте налогоплательщика.

Именно эти специфические черты и отличают выездную проверку от иных не менее важных видов.

Определение целей данной деятельности

Какова мотивация государства, когда оно создает такое количество норм для регулирования тех или иных отношений? Разумеется, весь смысл в контроле.

Всякое отношение требует правил, иначе все перерастет в неуправляемые действия совершенно разнообразного и, более того, хаотичного характера.

Собственно, налоговое право, проверки, в том числе выездные, имеет схожие с государством цели, так как именно им они и выстроены.

Основными целями, которые ставят перед собой налоговые органы, считаются весьма типичные для этой сферы результаты. При выездной проверке происходит выявление нарушений, их предотвращение и устранение.

Обычно подобная деятельность осуществляется в случае реорганизации или же вовсе ликвидации юридического лица, а соответственно, целью является также выявление возможных незаконных доходов и удержаний.

Условия осуществления проверки

Любая деятельность требует четкого регламентирования. Налоговые органы имеют немало правил, которые заключены не только в НК РФ, но и в иных актах.

Кроме того, существуют и локальные акты, которые определяют весь процесс реализации подобных действий.

Итак, что касается функции контроля, а в данном конкретном случае мы рассматриваем порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, безусловно, необходимо несколько условий.

Рассматриваемая форма контроля специфична по всем пунктам, в том числе в вопросе ее осуществления. Первое, что необходимо для выездной проверки, – согласие руководителя налогового органа. Без его решения осуществлять подобные действия невозможно. Кроме того, всегда важно помнить, что срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать установленных пределов.

Еще одним условием для проведения данной проверки является положение организации, на которую направлены эти действия.

Выездная форма контроля реализуется только тогда, когда происходит ликвидация, то есть упразднение, юридического лица, или же изменение его ОПФ, то есть реорганизация.

Это важный аспект, так как именно на этом этапе особенно значимым является выявление возможных нарушений, а также скрытых доходов и неуплаченных налогов.

Порядок проверки

Все необходимое фиксирует в себе Налоговый кодекс РФ. Он детально и точно объясняет, какие действия следуют друг за другом, чтобы впоследствии результаты осуществленного контроля не потеряли своей значимости. Налоговым органам остается лишь придерживаться установленных правил, которые гласят, каковы сроки проведения выездных налоговых проверок, какие оговорки и ограничения существуют.

Итак, если говорить о порядке проведения проверки, то он прост. После того как получено разрешение руководителя налогового органа, в организацию направляется как минимум два инспектора. Обычно большее их количество не требуется. Они на протяжении необходимого времени, но при этом не превышая срок проведения выездной налоговой проверки, исследуют и сравнивают все необходимые бумаги.

Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок

Порядок любой деятельности всегда регламентирован. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется после ее назначения.

Как было сказано выше, разрешение руководства – начальный этап, а значит, оно и является точкой отсчета дней, отведенных на реализацию функции контроля. Налоговый кодекс РФ фиксирует в себе несколько сроков.

Минимальный из них составляет два месяца – это общий срок проведения выездной налоговой проверки. Однако это не значит, что органы ограничены только этими днями.

Закон подразумевает возможность увеличить данный период времени. Разумеется, это требует особого разрешения. Этот вопрос отходит на рассмотрение органа власти, который осуществляет надзор в данной сфере, а именно – к налоговому органу. В каждом конкретном случае основания и порядок для этого рассматриваются отдельно.

Верхние временные пределы

То, каков максимальный срок проведения выездной налоговой проверки, фиксирует только НК РФ. Как и во многих источниках права, вариант увлечения периода времени для более эффективной деятельности органов власти весьма популярен и абсолютно приемлем. Однако закон при этом не дает возможности осуществлять такую деятельность, как налоговый контроль, на протяжении любого времени.

Статья 89 кодекса помимо минимального, или, иными словами, общего, определяет еще и максимальный срок проведения выездной налоговой проверки. Закон закрепляет период времени в шесть месяцев. Конечно, теоретически, а в итоге и на практике, встречаются разные случаи, но данное правило считается ключевым, его нарушение влечет последствия для налогового органа.

Согласно нормам кодифицированного акта, срок проведения выездной налоговой проверки не может превышать установленной верхней границы в полгода.

Этого времени, по мнению законодателей, достаточно для полного и тщательного контроля, при этом необходимо понимать, что подобное увлечение времени работы допускается и применяется не всегда.

Нет оснований полагать, что любая просьба о продлении сроков будет удовлетворена, а значит, ориентир должен быть на минимальный период времени.

Основания для продления сроков проверки

Как уже было сказано, Налоговый кодекс допускает увеличение времени, в течение которого соответствующие органы будут осуществлять необходимые действия по контролю в сфере налогов и сборов.

Закон устанавливает срок в два месяца, четыре и шесть. Последние два варианта – исключения, без должных на то оснований не применяемые на практике.

Итак, несмотря на факт того, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет шестьдесят дней, следует обратить внимание и на иные варианты.

Время, уделяемое контролю со стороны налоговых органов, зависит о того, насколько крупная организация, есть ли нарушение законодательства со стороны налогоплательщика, и, конечно, присутствуют ли обстоятельства из категории форс-мажорных. В случае если есть условия, подходящие хотя бы к одной из перечисленных категорий, срок проведения выездной налоговой проверки вполне может увеличиваться по распоряжению главы соответствующего органа.

Порядок продления

Любое изменение хода той или иной работы налоговых органов требует особого внимания. Изменение сроков означает изменение порядка, так как весь план действий должен быть полностью пересмотрен под новые принятые положения. Итак, для продления времени проверки необходимо разрешение, как и для осуществления такой деятельности в целом. Но кто дает на это право?

Как известно, срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется с того момента, как было получено разрешение руководителем соответствующего органа.

Когда время реализации контрольных функций требует продления, смысл действий тот же, за исключением того момента, что согласие дает иной субъект.

В случаях продления сроков участвует в принятии решений либо Управление налоговой службы, либо вовсе ФНС России.

Что входит в срок выездной налоговой проверки

Особенность данной формы контроля документооборота налогоплательщиков – в том, что она осуществляется исключительно на территории организаций, ставших объектом подобных действий.

Итак, за счет того, что сотрудники налогового органа осуществляют контроль на территории налогоплательщика, все действия, совершаемые ими, будут в совокупности давать именно выездную проверку, когда они осуществлены в организации.

Все, что происходит за ее пределами, даже если реализуется инспекторами, не будет входить в рассматриваемый срок.

Если же говорить о каких-то конкретных действиях, то налоговая проверка включает в себя три самых распространенных, которые помогают собрать все необходимые сведения. Это осмотр всех помещений и территорий организации, истребование и исследование документов, имеющих отношения к налоговой сфере, и проведение инвентаризации, что также в итоге может указать на нарушение законодательства.

Значение выездной налоговой проверки

Федеральные органы власти контролируют каждую сферу деятельности всего общества. Налоги и сборы не обделены вниманием. Вопрос о регулировании данного направления всегда стоял практически на первых местах.

Что касается контроля со стороны налоговых органов, он не менее важен, как и регулирование законом. Все это взаимосвязано, так как кодекс дает теорию, а УФНС России, а нередко и Федеральный орган, реализуют ее на практике.

Выездные налоговые проверки – одни из самых распространенных, так как считаются наиболее эффективными в борьбе с нарушением законодательства, неуплатой налогов и сокрытием доходов.

Источник: http://fb.ru/article/264521/kakovyi-sroki-provedeniya-vyiezdnyih-nalogovyih-proverok-poryadok-i-maksimalnyiy-srok-provedeniya-vyiezdnoy-nalogovoy-proverki

Сроки выездной налоговой проверки

Каков срок и схема проведения выездной налоговой проверки

Любая выездная проверка, осуществляемая налоговиками, проводится исключительно на основе решения руководителя УФНС или другого полномочного лица, обычно с выездом по месту нахождения проверяемой компании. Она может быть выборочной или сплошной. Наиболее актуальна проверка сплошным порядком, поскольку итоги выборочной могут быть оспорены и признаны впоследствии недействительными.

Подобные проверки бывают плановыми и внеплановыми, а также проводимыми по определенной тематике или в комплексе.

Необходимо помнить, что в одном предприятии на протяжении года не могут проверяться одни и те же налоги более двух раз.

С начала 2017 года инициировать проверку ИФНС вправе не только по исчислению и оплате налогов/сборов, но и страховых отчислений. Сколько длится налоговая проверка и от чего зависят сроки ее проведения, узнаем из этой статьи.

Продолжительность выездной налоговой проверки

ФНС РФ вправе продлевать срок налоговой проверки и даже делать это не раз, если имеются весомые основания. В списке оснований, по которым сроки выездной налоговой проверки могут быть увеличены, имеются такие:

  • проверкой охвачено предприятие, имеющее статус крупнейшего;
  • если у проверяемой компании имеется 4 и более обособленных подразделений или дочерних отделений, то срок налоговой проверки увеличивается до 4-х мес. Также на 4 месяца сроки проведения налоговой проверки могут быть пролонгированы, если число отдельных представительств не превышает 4-х, но удельный вес приходящихся на них налогов составляет не менее половины общей суммы, либо доля активов, учитываемых на балансе этих филиалов, составляет также не меньше 50 % от стоимости имущества фирмы. При наличии в фирме 10 и более отдельных подразделений срок проведения выездной проверки увеличивается до 6 месяцев. Увеличение сроков до 6 месяцев относят к исключительным случаям. В других условиях закон предоставляет право определения исключительности ситуации налоговым органам;
  • получение в процессе осуществления выездной проверки сведений, свидетельствующих о наличии у проверяемой компании нарушений налогового законодательства и требующих дополнительной проверки;
  • при возникших обстоятельствах, для преодоления которых потребуются силы и время, например, стихийные бедствия на территории, где идет проверка.

Наряду с перечисленными факторами, объясняющими необходимость повышения срока проведения выездной проверки, предусмотрены и такие негативные моменты, как несвоевременное предоставление проверяемой компанией документов проверяющим органам.

При рассмотрении вопроса о продлении срока проведения выездной налоговой проверки учитывают и другие обстоятельства, к примеру, продолжительность периода проверки, объема анализируемых форм, числа налогов, охватываемых настоящей проверкой, структурой проверяемой компании и др.

Когда сроки выездной налоговой проверки не могут быть увеличены

Не каждая проверка может быть пролонгирована. Например, для самостоятельной налоговой проверки установлен месячный срок и отсутствие возможности его продления.

При проверке консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), для которой длительность проверки составляет 2 месяца, увеличиться она может только на то число месяцев, сколько плательщиков объединяет группа, кроме главного участника.

Но даже при очень большом количестве плательщиков в КГН выездная налоговая проверка проводится в ней в течение 1 года, и не более.

Срок давности налоговой проверки

По общим правилам привлеченными к ответственности за налоговое правонарушение, считаются лица, если вынесено соответствующее решение. Однако привлечь к ответственности их не удастся, если с момента его совершения и до даты вынесения решения о привлечении к ответственности 3 года уже истекли. 

Источник: https://spmag.ru/articles/sroki-vyezdnoy-nalogovoy-proverki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.