+7(499)495-49-41

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • прямого и косвенного характера;
  • федерального, регионального, муниципального и местного значения;
  • только для юридических или физических лиц;
  • в отношении товара или услуги, дохода, прибыли и других объектов налогообложения;
  • общие и специальные.

цель общих налоговых платежей — это пополнение государственного или местного бюджета вне зависимости от какого-либо определенного вида расходов. Задачей же специальных является обеспечение конкретной цели: социальные нужды, дорожный фонд, транспортный налог и т. д.

Прямой налог зависит непосредственно от результата, который дает финансово-хозяйственная деятельность. Между такими взносами и платежеспособностью можно отметить прямую пропорциональность. Косвенный же — это надбавка к цене. На его величину влияет добавленная стоимость и оборот товара.

Сборы, взимаемые с физических лиц

В зависимости от взимающего и использующего их органа они бывают:

  • федеральными;
  • региональными;
  • местными.

Рассмотрим подробнее примеры таких платежей.

Подоходный налог с физического лица (НДФЛ)

Федеральный платеж. Его можно смело отнести к основному сбору, который физическое лицо должно уплачивать с любого вида полученного им в течение года дохода.

Срок уплаты установлен законодательством, а для расчета применяется метод нарастающего итога и учет ранее оплаченных сумм.

Заработную плату работник получает уже с учетом удержанного сбора (обязанность по его уплате возлагается на работодателя). Если гражданин в течение года выполнял другие трудовые и приравненные к ним обязанности где-то в другой организации, не имеющей отношения к основному месту работы, то он должен подать в налоговую инспекцию соответствующую декларацию.

К плательщикам относят граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Если в течение 1 календарного года человек провел более 183 дней в РФ, то он должен оплатить налог в соответствии с любым источником дохода вне зависимости от пределов государства, а если менее 183 дней, то только с дохода, полученного в России.

Объектом налогообложения называют величину совокупного дохода, полученного в течение 1 календарного года, а именно: денежная и натуральная форма, а также материальная выгода.

Начисление налога осуществляет налоговый орган в соответствии с поданными декларациями. Внесение авансовых платежей производится до 15 мая, 15 августа и 15 ноября в виде равных долей от 75% суммы налогового обязательства (основанием является предоставленная декларация).

Произвести доплату за отчетный период (год) необходимо в течение 1 месяца с того момента, как было получено платежное извещение от государственного органа.

Налог на имущество граждан

Относится к категории местных. Объектом является: жилье (дом, квартира), любая постройка (сарай, мастерская, навес), моторная лодка, вертолет, самолет и какие-либо другие транспортные средства (кроме автомобиля, мотоцикла и т. п.).

Оплата производится 1 раз в год в соответствии с оценочными данными бюро, производящего техническую инвентаризацию.

Начисление платежа на какое-либо строение производится следующим образом: инвентаризационная стоимость * 0,1%, а если инвентаризационная оценка не осуществлялась, то при расчете учитывается сумма обязательной государственной страховки. Оплачивать сумму можно в равных частях: до 15 сентября и до 15 ноября.

Транспортный налог

Плательщиком автомобильного сбора (один из видов региональных платежей) является любой человек, в собственности которого имеется автомобиль, мотоцикл, автобус или любая другая самоходная машина, обутая в шины.

Посчитать взнос может и сам налогоплательщик: для этого понадобится мощность двигателя и минимальный размер оплаты труда в отношении единицы мощности. Оплачивать его следует ежегодно перед прохождением техосмотра.

Налог на дарение

Объектом налогообложения является любое подаренное или унаследованное имущество. Если имеет место процедура наследования, то оплачивать сбор нужно только в том случае, если стоимость имущества больше, чем 850 МРОТ (минимальная месячная оплата труда), а если дарения, то если цена больше 80 МРОТ.

Обязанность по уплате ложится на гражданина, наследующего или принимающего в дар то или иное имущество.

Земельный налог

Объектом налогообложения может быть: сельскохозяйственное угодье, земельный участок, предоставленный гражданину для того, чтобы он мог завести личное подсобное хозяйство, садоводческий кооператив или земля, необходимая для строительства жилья, гаража или дачи.

На сумму земельного сбора влияет площадь участка и утвержденная ставка. Для сельскохозяйственного участка предусматривается ставка от 0,1 до 2%, а для земли, на которой построено жилье — 3% или не менее 60 руб. за 1 кв.м.

Всю сумму платежа можно разделить на 2 части и оплатить до 15 сентября и до 15 ноября.

Сборы для ИП

Для предпринимателя предусмотрено несколько видов систем налогообложения — ОСНО, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН.

Самая большая популярность досталась упрощенной системе налогообложения (УСН) и единому налогу на вмененный доход (ЕНВД).

Каждый из этих видов таит в себе ряд достоинств, способных снизить налоговую нагрузку предпринимателя, а также упростить ведение налогового и бухгалтерского учета.

Каждый вид налогообложения отличается от другого сроками уплаты, формами отчетности и прочими особенностями. Для выбора оптимального вида, подходящего тому или иному предпринимателю, нужно тщательно оценить будущую деятельность, а также рассчитать примерную величину дохода и расхода.

УСН

Для того чтобы применять УСН, предприниматель должен соблюдать ограничение, касающееся численности принятых работников. Дополнительными требованиями являются остаточная стоимость основных средств и величина дохода. В качестве объекта налогообложения можно использовать как доход (6% — налоговая ставка), так и разницу между доходом и расходом (15%).

Переход можно осуществить с 1 января любого года, а вновь зарегистрированному предпринимателю разрешено сразу применять УСН (если он подал заявление в течение 30 дней).

ЕНВД

Здесь расчет отталкивается не от реального дохода бизнесмена, а от предполагаемого. В Налоговом кодексе РФ приведен полный перечень видов деятельности, на которые распространяет свое действие ЕНВД.

Если бизнесмен занимается сразу несколькими видами, то ему необходимо обеспечить ведение раздельного учета в отношении имущества, обязательств и направлений деятельности. Ведение раздельного учета необходимо и в том случае, если «вменёнка» совмещается с другим видом налогообложения.

ОСНО

Индивидуальные предприниматели, для которых свойственен большой оборот денежной массы, должны пользоваться основной системой налогообложения, которая одновременно таит в себе и сложность, и гибкость.

Большинство ИП, применяющих ОСН, обязаны уплачивать в бюджет налог на доход физического лица, НДС и страховые взносы в ряд государственных внебюджетных фондов. Любой другой вид сбора подлежит оплате, если имеет место быть объект налогообложения.

ПСН

Если предприниматель занимается теми видами деятельности, на которые распространяется патентная система налогообложения, то он вправе полностью перейти на нее или использовать параллельно с другой системой.

Налоговая ставка для данного налога составляет 6% от потенциального дохода (установлением этой величины занимается каждый субъект РФ).

Налоговым периодом является 1 календарный год, а если применение патента осуществлялось менее 12 месяцев, то сумма платежа меняется в зависимости от срока его использования.

Страховые взносы

Кроме того, ИП оплачивает фиксированные платежи в ПФР и ФФОМС. Если доход равен менее, чем 300 тыс. руб. в год, то расчет платежа следует производить следующим образом:

ПФР=МРОТ*СТ*КМ, где

  • МРОТ — величина минимального размера оплаты труда (для 2016 года — 6204 руб.; хотя с 1 июля сумма увеличилась до 7500 рублей, расчет идет по старому показателю);
  • СТ — размер страхового тарифа (26%);
  • КМ — календарные месяцы.

ПФР=6204*0,26*12 = 19356,48 руб.

Величина взноса, подлежащего уплате в ФФОМС в 2016 году, при сумме дохода менее 300 тыс. руб.:

ФФОМС = МРОТ*СТ*КМ (ставка тарифа — 5,1%). ФФОМС = 6204*0,051*12 = 3796,85 руб.

В общем, сумма общего фиксированного взноса (ОФВ) для ИП в 2016 году при доходе менее 300 тыс. руб. равняется:

  • ОФВ = ПФР+ФФОМС = 19356,48+3796,85 = 23153,33 руб.

Если сумма дохода превышает 300 тыс. руб за год, то кроме суммы ОФВ должен оплачиваться взнос в ПФР — 1% от суммы, превысившей доход 300 тыс. руб.

Подробно о том, какой вид системы налогообложения лучше всего выбрать, вы узнаете из следующего видео:

Сборы для ООО

В качестве основных налоговых режимов ООО можно выделить:

Общая система налогообложения предполагает оплату:

  • налога на прибыль организации (20%);
  • налога на имущество фирмы;
  • НДС;
  • «зарплатных» сборов за работников (НДФЛ, страховых взносов, взносов на страхование от несчастного случая и профессионального заболевания).

ЕНВД, как режим налогообложения, создает некоторые преимущества для организаций — освобождает от уплаты некоторых сборов.

При начислении данного платежа учитывается не реальный, а предполагаемый (вмененный) доход, установление которого производится индивидуально для того или иного вида деятельности.

Оплачивать его следует в конце квартала. При этом обязанность по оплате «зарплатных» взносов с компании не снимается.

УСН — это налоговый режим, предусмотренный для организаций, относящихся к малому бизнесу. Применение «упрощенки» несомненно имеет ряд преимуществ:

  • нет необходимости уплачивать налог на прибыль, на имущество и НДС;
  • значительно уменьшается отчетность;
  • имеют место быть некоторые налоговые льготы.

Чтобы перейти на данный налоговый режим, нужно подать заявление до 31 декабря. Объектом налогообложения является доход или доход, уменьшенный на расход.

ООО также имеет право перейти на применение ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога). Для этого нужно просто подать заявление в налоговую инспекцию в период с 20.10 по 20.12 любого года.

При этом доход организации от реализации сельскохозяйственной продукции, для произведения которой использовались собственные силы, должен составлять не менее 70%.

Расчет суммы ЕСХН производится в соответствии со следующей формулой:

  • ЕСХН = (доход — расход)*6%

Авансовый платеж в соответствии с данной системой налогообложения необходимо произвести до 25 июля, а окончательный расчет — до 31 марта следующего года.

Федеральные налоги и сборы

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть
отменены при использовании специальных налоговых режимов.

 Налог на добавленную стоимость — НДС — является косвенным налогом и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, выставленной покупателям, которая отражается в книге продаж, и суммой налога, предъявленной поставщиками, отраженной в книге покупок.

 Налог на доходы физических лиц — НДФЛ — основной вид прямых налогов, рассчитываемый как процент от совокупного дохода физических лиц, уменьшенного на сумму установленных законодательством вычетов.

Исчисление и уплата налога, а также составление налоговой декларации по НДФЛ осуществляется работодателями, у которых налогоплательщики (физические лица) получили доходы, в остальных случаях — самими налогоплательщиками.

 Налог на прибыль организаций представляет собой процент от прибыли — разницы сумм доходов организации и сумм понесенных ей расходов. Является прямым налогом. Уплата налога на прибыль осуществляется посредством авансовых платежей на основании налоговой декларации. Ставка налога составляет 20%.

 Акцизы — это вид косвенных налогов, устанавливаемых внутри страны в основном на предметы массового потребления (алкогольная и табачная продукция, автомобили, топливо и др.), а также на коммунальные, транспортные и другие услуги. Акциз включается в цену товаров или услуг. Ставки акцизов устанавливаются отдельно для каждого вида подакцизных товаров.

 Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с юридических и физических лиц при их обращении в государственные или иные органы, или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий: выдачи документов или их копий, разрешений, лицензий. Размер пошлины зависит от вида совершаемых юридически значимых действий.

Обычно уплата госпошлины производится до их совершения. Налог на добычу полезных ископаемых — НДПИ. Полезным ископаемым является продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании цен их реализации либо их расчетной стоимости. Водный налог. Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ: забор воды из водных объектов, использование акватории водных объектов, использование водных объектов для целей гидроэнергетики, использование водных объектов для целей сплава древесины. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают лица, имеющие лицензию или разрешение на добычу указанных объектов. Уплачиваются при получении лицензии, либо в течение срока действия разрешения на добычу.

Источник: https://pozakonu.site/nalogi/kakie-sushhestvuyut-vidy-nalogov-v-rossijskoj-federatsii-osnovaniya-ih-klassifikatsii-i-funktsii.html

Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения

Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

  1. Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
  2. Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

    С помощью регулирующей функции осуществляется:

    • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
    • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  3. Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  4. Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.

Принципы построения налоговой системы

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

Классификация налогов и сборов

Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

1. По уровню управления

Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст.

 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

К федеральным налогам относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • 4) налог на прибыль организаций;
  • 5) водный налог;
  • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
  • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • 8) государственная пошлина.

Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

  • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
    • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
    • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
    • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

    Источник: http://ipkoil.ru/assets/demo/nalogooblozhenie-gerasimova/Taxation/tutorial/theme1_1.html

    Понятие налога и сбора

    Какие существуют виды налогов в Российской Федерации, основания их классификации и функции
    Энциклопедия МИП » Налоговое право » Общие положения » Понятие налога и сбора

    Понятия “налог” и “сбор” – одни из важнейших в налоговом законодательстве.

    Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

    Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

    Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

    И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

    • обязательность характера платежа;
    • индивидуальная безвозмездность;
    • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
    • цели налогообложения – публичные.

    Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

    Источник налогов и их структура

    Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате.

    Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал.

    В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

    Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

    В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

    Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

    Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

    В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств.

    Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ.

    Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

    Классификация налогов и их виды

    Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

    1. В соответствии со способом изъятия:

    Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

    Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

    2. В соответствии с воздействием:

    • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
    • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
    • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
    • твердые (ставка в абсолютной сумме).

    3. В соответствии с назначением:

    • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
    • маркированные (закреплены по целевому назначению).

    4. В соответствии с субъектом:

    • с физических лиц;
    • с юридических лиц;
    • смешанные.

    5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

    • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
    • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
    • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

    Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

    Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

    Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

    Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

    Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

    Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

    Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций.

    В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника.

    Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

    Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

    Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

    Понятие налоговой системы

    Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

    В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

    Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

    • принцип справедливости;
    • принцип определенности;
    • принцип удобства;
    • принцип экономии.

    То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

    Понятие и признаки сбора

    Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК.

    Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

    Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

    • индивидуальная безвозмездность;
    • свобода выбора;
    • компенсационный характер;
    • состав элементов ограничен;
    • разовый характер;
    • предварительный характер уплаты;
    • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
    • отсутствие штрафов.

    Виды и система сборов

    В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

    Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

    Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

    Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

    Источник: http://Advokat-Malov.ru/obshhie-polozheniya/ponyatie-naloga-i-sbora.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.